Правила: Для того, чтобы участвовать в форуме, вам сначала нужно пройти регистрацию: нажать "Вход-регистрация", ввести свой ник (логин) и пароль, поставить галочку в "зарегистрироваться, я новый участник" и нажать ОК. Затем, под этим логином и паролем вы можете писать свои сообщения ко всем разделам форума. У наших постоянных участников есть право публикации произведений, а также возможность дать интервью. Статус постоянного участника присваивается новичку в соответствии с его активностью в разделе «Конкурсные игры». Помните, что заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, и что его нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Ссоры между участниками не приветствуются, поэтому конфликтов на нашем форуме лучше избегать; нельзя открывать и обсуждать темы, касающиеся религиозной или межнациональной розни, использовать в ответах нецензурные слова и выражения. Желаем вам активного и приятного общения друг с другом на форуме Компании "Весна поэтов"!

АвторСообщение
Администратор-редактор


Сообщение: 144
Зарегистрирован: 16.10.07
Откуда: Тюмень
Репутация: 1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.12.07 16:31. Заголовок: Грамматический фактор в изучении рифмы


По материалам Илюшина.
Итак, перейдем теперь к самому интересному вопросу. Какие части речи с какими рифмуются и могут рифмоваться? Очевидно, что существительное легко рифмуется с существительным, прилагательное – с прилагательным, глагол – с глаголом и т.д. Это явление грамматически однородной, или просто грамматической рифмы. Были такие эпохи, когда более ценилась рифма разнородная, образованная разными частями речи или грамматическими формами (ночь – прочь и т.д.)

«Грамматические рифмы, особенно отглагольные, как слишком легкие, считаются недостаточно искусными, хотя употребляются всеми поэтами вплоть до наших дней», – обобщено в энциклопедической статье В.Е. Холшевниковым.

В Поэтической словаре А.П. Квятовского есть статья «Банальные рифмы». К таковым, помимо избитых, примелькавшихся рифм типа кровь – любовь, волн – полн, составитель относит глагольные рифмы, рифменные пары существительных с окончанием на –ение и –ание, прилагательные на –ой и т.п. Вы можете сразу запомнить для себя эти моменты и не использовать их в своих стихах, но я продолжу дальше.

Конечно, не всякая грамматическая рифма банальна, как и не любая банальная рифма является грамматической. И более того, не так уж важно, разные или одни и те же части речи зарифмованы, если суффиксы и флексии (окончания) совпадают: рифма младых (прилагательное) – твоих (местоимение) не менее «грамматична», чем младых – глухих (прилагательные); рифма совершенно (как краткое прилагательное среднего рода) – вдохновенно (наречие) не требует большей изобретательности, нежели упоенно – вдохновенно (наречия).

Нужно учитывать, что грамматической рифме может сопутствовать принципиально важная семантическая соотнесенность созвучных слов, снимающая вопрос о какой бы то ни было банальности. Возьмем самую наибанальнейшую на первый взгляд рифму мое – твое. Вполне возможно, что в данном стихотворении она возникла не просто так, а на острие конфликта, скажем, между эгоистическим собственничеством (мое) и противостоящим ему началом (твое). И таким образом содержательно мотивирована. Если это так, то возможные претензии к рифме как к якобы банальной становятся совершенно безосновательными. Все зависит от контекста, который либо оправдывает, либо не оправдывает данную рифму, т.е. одна и та же рифма может быть и удачной, и неудачной.
Возьмем еще более привычную, примелькавшуюся рифму день – тень. Смысловая соотнесенность этих слов понятна. Они антонимичны: тень, надо понимать, ночная, поэтому здесь же так и ожидается упоминание о ночи, которое, вероятно, повлечет за собой рифму очи, уместную ввиду зрительности впечатлений от света и тьмы. В качестве примера:

Последний день
Сверкал мне в очи,
Последней ночи
Встречал я тень
(Полежаев)


Таким образом, все зависит от контекста, который либо оправдывает, либо не оправдывает данную рифму, т.е. одна и та же рифма может быть и удачной, и неудачной.

Внимание к мотивировкам, обусловившим употребление той или иной рифмы, помогает избежать категорически прямолинейных оценок. Если какие-то рифмы примитивны, то, может быть, они призваны передать обаяние простоты и безыскусственности, которые не всегда являются недостатком стихотворного произведения. Мотивировки могут быть самыми различными. С. Я. Маршак в статье «О хороших и плохих рифмах» рассматривает многие стихи и находит оправдание примененным в них глагольным рифмам. Приводятся, например, такие двустишия из Пушкина:

Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

Или:

Оброком легким заменил,
И раб судьбу благословил.

К первому двустишию дается такой комментарий: «... дело тут не в одних рифмах, но и в том, что в этих строчках перекликаются между собой не только окончания строк и слов. Но и каждое слово первой строчки находит отклик в соответствующем слове нижней, перекликаются небо и море». Ко второму двустишию комментарий следующий: «Было бы странно, если бы в такой прозаической, деловой строке вдруг оказалась щегольская, причудливая рифма. Да и рифмующаяся с ней строчка... по своей спокойной серьезности не требует мудреного, вычурного окончания. Глагольная рифма тут несомненно на месте».
***************************************************************

Отступление : Наверное, вы поинтересуетесь: получается, что при доброжелательном подходе к стихотворному тексту можно оправдать едва ли не любую рифму? В разные эпохи вопрос о рифме понимался исследователями по-разному, и по-разному определялась мера и норма ее допустимости. Сейчас многие рифмы были по существу узаконены, и лично я здесь могу сказать вам только одно... Понятно, если в ваших стихах скачет размер, хромает ритм, никто и не захочет слушать ваших мотивировок относительно рифмы. Но, наверное, было б лучше, если б каждый из нас искал рифмы не просто ради формы, но при этом еще и знал, зачем он это делает, какой тайный смысл таят в себе рифмующиеся друг с другом слова... Так в вашей поэзии будет больше жизни, она будет притягивать к себе читателей, стремящихся через стихи разгадать загадку вашей души...
***************************************************************

В данном разделе мы не освятили вопроса о грамматически разнородной рифме, можно и ему уделить пару минут. Конечно, вы без особого напряжения вспомните случаи, когда существительные рифмуются с глаголом или прилагательное с наречием (наверное, вы и сами в своих стихах не раз так делали). Бывают и специфические, редкие ситуации, когда в рифмовке участвуют служебные части речи, казалось бы совершенно для нее непригодные – например, союз с кратким причастием: суждено – но, союз с существительным: а – господа, предлог с наречием: ради – сзади. Но такие рифмы, думаю, всем знакомы, так что не будем заострять на них внимания. Служебным частям речи более свойственно образовывать составную рифму, примыкая к знаменательным словам. Некоторые композиции такого рода давно стали привычными, но встречаются и подлинно уникальные случаи, когда член рифмованной пары состоит не из двух, а из большего числа слов. Например, у Бенедиктова наречие плюс две частицы рифмуются с существительным: почему ж бы – службы. У Маяковского личное местоимение плюс усилительная частица плюс предлог рифмуются с собственным именем: я ни на – Северянина. А вот в Поэтическом словаре Клятовского, в статье «Составная рифма», приведена, правда, в качестве примера неудачной, рекордная по числу составляющих ее слов рифма Брюсова: невыговариваемые – товар, и вы, и мы, и я! Кто знает, может, вам наподобие этого примера удастся придумать что-то лучше. Сама по себе идея очень оригинальна...
Разумеется, составная рифма может складываться и без помощи служебных слов – из знаменательных частей речи: где вы – девы; ведет река торги – каторги; нем он – демон.

Вообще составная рифмовка таит в себе поистине неисчерпаемые ресурсы новых, неопробованных в поэзии созвучий. Сдвиг в сторону редкостной рифмы наметился лишь в конце XIX столетия и продолжился в первые десятилетия XX в. Показательно, что некоторые мастера 90-х годов не просто избегали грамматической рифмовки, но демонстрировали неожиданные возможности рифмования различных частей речи; при чем таких слов, к которым трудно подобрать какую бы то ни было рифму. Вот, например, первая и последняя строфы стихотворения поэта тех лет И. О. Лялечкина «Весна»:

По садам уже, кудрявясь,
И на липах, и на кленах
Распустилась нежно завязь
В бахромах темно-зеленых.

И по соснам вновь запрыгал
Дятел громко и проворно,
Из-под шишек, в чаще игол,
Вышелушивая зерна.

Рифмы такого типа вообще характерны для Лялечкина: заводь – плавать, седобородый – природой, русоволосых – посох, в которых – мухоморах и т.п. Особенно изящно деепричастия рифмуются с существительными. Это предвестие сильнейшего, хотя и не смертельного удара по банальной рифме.

Памятна тревожно-ироническая досада Высоцкого:

И мне давали добрые советы,
Чуть свысока, похлопав по плечу,
Мои друзья – известные поэты:
– Не стоит рифмовать «кричу – хочу».


«Известные поэты» излишне строги, трудно предугадать наверняка, что стоит и чего не стоит рифмовать. К тому же, посмотрите, глагольная рифма кричу – хочу обогащена корневым созвучием – опорным согласным «ч» (эффект принципиально иной в сопоставлении, скажем, с парами хотят – кричат или кричим – хотим). Такую рифму можно было бы поставить в одни ряд с удачнейшими глагольными: жалею – жирею Крылова, страдал – рыдал Батюшкова, свищу – спущу Пушкина и т.п.

Конечно, способ грамматического рифмования самый старый, испытанный, привычный, многим надоедавший и многих раздражавший. Потому за ним и закрепился статус банальности. Прекрасны некоторые опыты отталкивания от него. Однако насущное остается насущным, и рядом с чудесами изощренной рифмовки, рядом с год от года расти – бодрости и зачатие – зайчатина непобедимо живет вечное кричу – хочу...

ИТАК, СДЕЛАЕМ ВЫВОД:в оценочных харктеристиках рифмы важны различные факторы. Грамматический – один из них. Научный подход к рифме, казалось бы, должен игнорировать вопрос «какя рифма хороша и какая плоха?» как вопрос наивный и к науке отношения не имеющий. Но он остается, и он интересен. Рассмотренный материал подсказывает такой ответ: если рифма грамматическая, то само по себе это «плохо». Но она может иметь свои достоинства в других отношениях, и тогда ее грамматичность не основание для суровой оценки. И второе. Если рифма не грамматическая – это хорошо, но не настолько, чтобы считать ее удачной в том лсучае, если эта неграмматичность является единственным ее достоинством. И главное: кроме рифм плохих и хороших существует множество нейтральных – и у великих, и у средних, и у малых поэтов, и к этим-то нейтральным рифмам оценочный подход действительно себя не оправдывает.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 13
Зарегистрирован: 07.12.07
Репутация: 0

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.07 05:07. Заголовок: Еще пример длинной с..


Еще пример длинной составной рифмы:


...Я и не расслышал толком, что он объявлял, вертя фасадом.
Видно, речь его и впрямь была скорей корява, чем вычурна.
Понял я лишь то, что неширок под ним помост и рядом-рядом -
бездна. Глубже впадины морской. Черней зуава. Черным-черна...

Циркач. Михаил Щербаков.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет