Правила: Для того, чтобы участвовать в форуме, вам сначала нужно пройти регистрацию: нажать "Вход-регистрация", ввести свой ник (логин) и пароль, поставить галочку в "зарегистрироваться, я новый участник" и нажать ОК. Затем, под этим логином и паролем вы можете писать свои сообщения ко всем разделам форума. У наших постоянных участников есть право публикации произведений, а также возможность дать интервью. Статус постоянного участника присваивается новичку в соответствии с его активностью в разделе «Конкурсные игры». Помните, что заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, и что его нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Ссоры между участниками не приветствуются, поэтому конфликтов на нашем форуме лучше избегать; нельзя открывать и обсуждать темы, касающиеся религиозной или межнациональной розни, использовать в ответах нецензурные слова и выражения. Желаем вам активного и приятного общения друг с другом на форуме Компании "Весна поэтов"!

АвторСообщение
Администратор-редактор


Сообщение: 49
Зарегистрирован: 16.10.07
Откуда: Тюмень
Репутация: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.07 15:41. Заголовок: Системы стихосложения. Справочник.


1.СИЛЛАБИЧЕСКАЯ (СЛОГОВАЯ СИСТЕМА)Построена на принципе равносложия. Ударение в данной системе свободное, подвижное. В таком стихе есть рифма, строфа, цезура, графика (стих записывается столбцом).
РАЗЛИЧАЮТ 2 КРИТЕРИЯ СИЛЛАБИЧЕСКОГО СТИХА:
1.Постоянное количество слогов;
2.Наличие цезуры (паузы, делящей строку на две части) в постоянной позиции.

ПРИМЕР:
Плевел от пшеницы /жезл тверд отбивает,
Розга буйство из сердец/ детских погоняет
(Симеон Полоцкий, «Розга»)
2.СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ – группа слогов, объединяющая сильный слог со слабым. СИЛЬНЫЙ – это такой, который может быть ударным без каких бы то ни было ограничений. СЛАБЫЙ – с ограничениями и условиями (типа того, что в ямбе слабому слогу допустимо быть ударным лишь тогда, когда этот слог образован односложным словом).
В основе данной системы лежит стопа.
СТОПОЙ является сочетание либо двух, либо трех слогов, в котором сильный, т.е. преимущественно ударный, слог занимает определенное положение относительно слабых слогов, преимущественно безударных. Выделяют 5 основных размеров силлаботоники. Для наглядности «прикрепим» к каждой из этих пяти разновидностей форму имени ИВАН.

1.– ! ямб ( где «!» - сильный слог, «–» - слабый слог) – размер, в котором сильный слог четный, а слабый нечетный, иными словам, первый слог безударный, второй ударный.
– !
Иван

2.! – хорей– размер, в котором слабый слог четный, а сильный нечетный, иными словами, первый слог ударный, второй безударный.
! –
Ваня
3. ! – – дактиль – стихотворный размер, в котором ударными выступают 1, 4, 7 и т.д. слоги
! – –
Ванечка
4. – ! – Амфибрахий – стихотворный размер, в котором ударными выступают 2, 5, 8 и т.д. слоги
– ! –
Ванюша
5. – – ! Анапест – стихотворный размер, в котором ударными выступают 3, 6, 9и т.д. слоги.
– – !
Иоанн


Алгоритм определения поэтического размера:

1.Скандирование (громкое произнесение стиха с выделением возможных ударных позиций);
2.Расстановка ударений на основе скандирования;
3.Нумерация слогов;
4.Подведение стиха под метрическую схему;
5.Формулировка поэтического размера.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


Администратор-редактор


Сообщение: 50
Зарегистрирован: 16.10.07
Откуда: Тюмень
Репутация: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.07 15:42. Заголовок: Ямб и хорей Останови..


Ямб и хорей
Остановим наше внимание на двух самых распространенных размерах силлабо-тоники. В принципе, дактиль, амфибрахий, анапест более и не нуждаются в подробном разборе, того, что описано в справочнике, вполне достаточно знать для поэта (ломают голову здесь пусть ученые-филологи).
А вот с этими двумя классическими размерами дело обстоит сложнее… Хотя, на первый взгляд, отличить ямб от хорея – казалось бы, элементарно простая задача, и трудно представить себе, как умный герой пушкинского романа, пусть даже равнодушный к поэзии, не мог с нею справиться.
Между тем методика обучения стиховедческой азбуке тем сложнее, чем пытливее ум ученика. Будь он человеком не любопытным – вполне бы удовлетворился объяснением относительно того, что в ямбе ударны четные слоги и безударны нечетные (делА давнО минУвших днЕй), а в хорее – наоборот (пОлон злОбы, пОлон мЕсти). Однако более дотошный ученик спросит: почему, например, в стихе «У лукоморья дуб зеленый», если это четырехстопный ямб, ударение не падает на второй, четный слог лу-? Допустим, на это тоже нетрудно ответить, пояснив, что возможен пропуск метрического ударения, к тому же способствующий непринужденной огласовке строки, тогда как, сканжируя, естественно было бы усилить этот безударный слог: у лУкомОрья… Но тут же возникает следующее сомнение: в строчке «Мысль о потерянной невесте» (то же поэма «Руслан и Людмила») не только второй слог безударный, но и первый, будучи нечетным, принимает на себя полновесное ударение, вопреки правилу, и здесь уже скандирование вряд ли поможет, ибо если произнести слово МЫСЛЬ безударно а предлог О акцентировать, то это было бы явное насилие над языком и шло бы слишком вразрез с естественным звучанием. Остается признать, что первая стопа в этом стихе – стопа с хореем ударным первым и безударным вторым слогом. Но тогда какой же это ямб?
Старания объяснить все это в пушкинскую эпоху скорее всего оказались бы безрезультатными. Явления, вполне ясные современной стиховедческой науке. В те годы еще не получили достаточно четкой интерпретации. Нарушая правила версификации, поэт, даже если и замечал, что нарушает их, мог бы оправдаться тем, что вдохновение выше правил, и не понимал того, что вдохновение тут ни при чем, а отступает он от одних правил, строго следуя другим.

ИТАК, ВЫДЕЛИМ И ЗАПОМНИМ ЭТИ ПРАВИЛА:
1. Постоянное ударение на восьмом слоге;
2.Кроме восьмого в стихотворении должен быть ударным как минимум еще один из четных слогов
3.Если же ударение приходится на нечетный слог, то этот слог должен быть равен отдельному ОДНОСЛОЖНОМУ слову.
Исходя из третьего пункта, допустимо написать МЫСЛЬ о потерянной невесте, но недопустимо МЫСЛИ о сгинувшей невесте, хотя порядок в расстановке ударений там и здесь один и тот же. Разница лишь в том, что МЫСЛИ – слово двусложное, но этой разницы оказывается достаточно, чтобы пушкинский стих признать ямбом, а наш не признать. Таким образом, у Пушкина слово позволяет себе быть «нарушителем» строгого правила (иметь безударный слог в четном слоге строки лили ударный – в нечетном), но не позволяет себе быть «дважды нарушитеоем» – так, чтобы одновременно и ударный слог пришелся на нечетный слог стиха, и безударный слог этого же слова – на четный. На такую «переакцентуацию» наложен строгий запрет.
ВОЗЬМЕМ НА ЗАМЕТКУ!
Кстати, односложность слова «мысль» в общем-то небесспорнта. Если его концовку ль_ произносить отчетливо, то сонорный звук услышится как слоговой, как втрой слог. Но эти тонкости Пушкин в расчет не принимал, имея на это тем большее право, что после сонорного следует гласный О (мысль о..), нейтрализующий эту своеобразную слоговость сонорного.

Конечно, не всегда следует судить о возможных и невозможных формах русского ямба, основываясь исключительно на опыте Пушкина и его последователей. Встречались, в частности. И случаи двойного нарушения, примеров тому немало. Например, Радищев: «Вещай, злодей, МНОЮ венчанный…, Рылеев: Почто, почто в БИТВЕ кровавой… Здесь в выделеных двусложных словах ударные слоги являются нечетными в строке четырехстопного ямба, а безударные – четными. Такого быть не должно. Но такое, вопреки правилам, существует. Поистине, нет правил без исключения.
Аналогичным образом обстоит дело с хореем. Логика его построения точно та же, что и у ямба, с одной лишь поправкой: в хореических стихах четные слоги ведут себя так же, как в ямбических нечетные, и соответственно наоборот.

Вообще же существует интересная закономерность, на которую следует обратить внимание: «нарушение» легче допускается в начале стиха, чем ближе к его концу. Чем ближе к концу строки, тем нежелательнее ошибочные сбои, тем они рискованнее: а вдруг не успеешь спасти положение? А уж последний нечетный слог у многих мастеров хорея (точно так же, как четный ямба) постоянно ударный.

Таким образом, как бы ни решались подобные вопросы, «ямб от хорея отличить» не так уж трудно, тем более, что они редко совмещаются, редко перебивают друг друга в пределах одного стихотворения так, чтобы вслед за строкой хорея шла строка ямба или наоборот. Но такое все-таки бывает. Вот, например, уцелевший отрывок из декабристского романса неизвестного автора:

Заалел восток,
Зарей последней наслаждаюсь.
Пусть свершится рок, –
Ему без спора покоряюсь.

Четные строки здесь – четырехстопный ямб, нечетные – трехстопный хорей. Но этот раритеты. В целом же практика подтверждает слова Ломоносова, учившего, что ямб и хорей совсем друг другу противоположны.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор-редактор


Сообщение: 51
Зарегистрирован: 16.10.07
Откуда: Тюмень
Репутация: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.07 15:53. Заголовок: Задавайте вопросы.....


Задавайте вопросы...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 12
Настроение: творческое
Зарегистрирован: 17.10.07
Откуда: Англия, Бирмингем
Репутация: 0

Награды:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.07 08:49. Заголовок: Интересный пример вз..


Интересный пример взяла для силлаботоники

Стихи, даже самые великие, не делают автора счастливым (А.Ахматова) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 6
Настроение: романтика
Зарегистрирован: 18.05.08
Откуда: Россия, Лихославль
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.08 18:17. Заголовок: вопрос


а я вот пишу не знаю ни ямбов не хореев это плохо?

lifee Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор-редактор


Сообщение: 401
Зарегистрирован: 16.10.07
Откуда: Тюмень
Репутация: 1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.08 16:17. Заголовок: lifee пишет: а я во..


lifee пишет:

 цитата:
а я вот пишу не знаю ни ямбов не хореев это плохо?



Ничего страшного, если есть желание научиться им))
А если нет - то этот материал обязательно должны знать только поэты, критики и... филологи!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет