Правила: Для того, чтобы участвовать в форуме, вам сначала нужно пройти регистрацию: нажать "Вход-регистрация", ввести свой ник (логин) и пароль, поставить галочку в "зарегистрироваться, я новый участник" и нажать ОК. Затем, под этим логином и паролем вы можете писать свои сообщения ко всем разделам форума. У наших постоянных участников есть право публикации произведений, а также возможность дать интервью. Статус постоянного участника присваивается новичку в соответствии с его активностью в разделе «Конкурсные игры». Помните, что заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, и что его нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Ссоры между участниками не приветствуются, поэтому конфликтов на нашем форуме лучше избегать; нельзя открывать и обсуждать темы, касающиеся религиозной или межнациональной розни, использовать в ответах нецензурные слова и выражения. Желаем вам активного и приятного общения друг с другом на форуме Компании "Весна поэтов"!

АвторСообщение
Администратор-редактор


Сообщение: 291
Зарегистрирован: 16.10.07
Откуда: Тюмень
Репутация: 1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.08 11:43. Заголовок: Фонические условности рифмы


В данном разделе речь пойдет главным образом о консонантных условностях рифмы, причем в центре нашего внимания – мужская (односложная) рифма, поскольку она «короче» любой другой – женской (двусложной), дактилической (трехсложной) и, конечно, гипердактилической. Ведь чтобы составить рифму, словам с ударением на последнем слоге требуется меньше созвучных элементов, чем словам, у которых ударение падает на второй и тем более на третий от конца слог.

Итак, наша задача заключается в следующем: установить, насколько рифмующиеся слова должны быть созвучными по меньшей мере.

Мужские рифмы, как и «немужские», бывают открытыми (оканчивающимися на гласный звук) и закрытыми (оканчивающимися на согласный).
Мужскую открытую рифму начинает предшествующий последнему ударному гласному согласный звук. Этот звук называют опорным. Например, волна – спина с опорным н, в отличие от закрытой рифмы волнам – ногам, начинающейся с гласного и не имеющей опорного согласного. Эту особенность отметил еще Кантемир. Рифму сноха – веха с опорным х он признавал лучшей рифмой чем, допустим, крупа – сова.
И все-таки Кантемир признавал созвучия типа крупа – сова рифмами. Впоследствии такие созвучия получили названия недостаточных рифм.
Почему же созвучие крупа – сова воспринимается как слабая, бедная, недостаточная рифма (если это вообще рифма)? Здесь могут быть два ответа. Первый: в данном случае в рифмующихся словах совпадает всего лишь один звук, в то время как МИНИМАЛЬНОЕ СОЗВУЧИЕ ДЛЯ РИФМЫ – два звука. Второй возможный ответ: в созвучии крупа – сова не совпадают ОПОРНЫЕ согласные. Второй ответ вернее. Минимум звукового соответствия сам по себе не делает рифму ущербной. Так, например, свои – струи – это рифма, резко отличающаяся от такой, как крупа – сова. В отличие от последней, первую рифму нельзя считать слабой, ущербной. Пожалуй, она даже безукоризненна.
О
порные согласные в ряде случаев могут быть и неодинаковыми. Прежде всего это касается «парных» согласных по звонкости ~ глухости. Это случай, когда неточность не воспринимается как неточность. Исторически такая рифмовка восходит к Ломоносову. Примеры этих рифм следующие: труды – ты, борода – ворота, плоды – мечты (д – т); краса – глаза, небеса – гроза (з – с), поляка – врага (г – к) и т.д.
Встречаются открытые мужские рифмы с опорными согласными, различающимися по признаку твердости ~ мягкости. Такие рифмы есть у Державина: огня – пятна, дни – седины, всё – колесо. Пушкин в «Евгении Онегине» срифмовал всё – Руссо. Ершов в «Коньке-горбунке» – двору – царю; у Ф.Глинки есть рифма полосе – шоссе.

Четыре сонорных звука – н, м, л, р, – нетрудно разделить на две устойчивые пары. Согласные «м» и «н» в некоторых открытых рифмах выступают как опорные согласные, например, у Державина: холму – волну, возьми – храни, ко мне – во тьме и пр.
Согласные «р» и «л» называют плавными. В плавности заключается их сходство. Так, маленькие дети, не научившись выговаривать р, часто произносят вместо него звук л. В их исполнении, например, такая рифма, как дыра – была, оказалась бы безукоризненно правильной. Рифмы такого типа имеются в произведениях многих поэтов: добро – чело (Державин), пиры – хвалы (Пушкин), смотрю – люблю (Лермонтов). Судя по приведенным примерам, опорные согласные удачно сочетаются не только в мягком, но и в твердом варианте.

Закрытую рифму начинает последний ударный гласный в стихе. Присутствие опорного согласного перед этим гласным, совпадающим в рифмуемых словах, необязательно: в руках – страх – уже полноценная рифма. В такой рифме наличие опорного «к» скорее роскошь, чем необходимость. В данном случае опорный согласный не делает, а обогащает рифму.
Возможные несовпадения замыкающих согласных в закрытых рифмах менее значительны или вовсе незначительны по сравнению с несоответствиями опорных согласных в открытых рифмах. Так, проблема глухих и звонких для замыкающих согласных вообще не существует, потому что звонкие звуки в конце слова оглушаются. Сравним: ножа – хороша (разнобой опорных согласных) и нож – хорош (абсолютное уподобление замыкающих согласных). Твердость и мягкость согласных тоже менее резко противопоставляются в конце слов, чем в положении перед гласным. В словах типа кровь, любовь, семь, впрямь и др. мягкость замыкающих губных выражена относительно неярко, поэтому довольно широко распространены рифмы типа любовь – даров. Мягкий «т» в инфинитиве относительно часто сочетается в рифмах с твердым «т» глагольных окончаний: любить – говорит.
У закрытых рифм есть своя интересная специфическая особенность, которую можно назвать терпимостью к лишним согласным звукам, «вклиненным» между ударным гласным и замыкающим согласным. Эти звуки следует считать лишними в том случае, когда они присутствуют в одном из рифмующихся слов и отсутствуют в другом, например, у Жуковского: сонм – кругом (в первом слове лишний «н»). Можно привести еще ряд примеров: дополз – занес, толст – прост, барс – вас, восторг – мог, пучок – шелк и т.д. (отдельным цветом выделены «лишние» звуки). Такие рифмы существенно отличаются от созвучий типа человек – скелет, над которыми смеялся тургеневский герой Щитов (если кто читал рассказ «Андрей Колосов»). Ведь в таком созвучии сходными являются лишь ударные гласные, а среди обрамляющих их согласных господствует разнобой.


ИТАК, ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:Речь шла о консонантных условностях мужской рифмы. Многие из сделанных в этом плане наблюдений можно было бы распространить и на «немужские» рифмы. В частности:

1.Говорилось о допустимом в звуковом составе рифмы разнобое согласных, парных по звонкости ~ глухости. Некрасов придал этой особенности поистине уникальный характер. Это проявляется и в его женских рифмах: черти – жерди; и в дактилических: любезности – неизвестности; и даже в гипердактилических: луковица – пуговица.;

2.Говорилось также о рифмах любить – говорит с несоответствием мягкости ~ твердости замыкающего согласного. У Лермонтова встречаем такую женскую рифму: бросить – покосит. Его же рифмы звонкой – громкой, страстен – опасен свидетельствуют о том, что женским рифмующимся клаузулам могут быть свойственны те же самые вольности, которые наблюдаются в мужских рифмах.

Таким образом, у односложных и неодносложных рифм приблизительно одинаковы условия, при которых они остаются рифмами, и общей представляется граница, отличающая их от «нерифм».



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет